Списание задолженности по налогам

У организаций, существующих далеко не первый год, часто в справках о состоянии расчетов с бюджетом отражается старая задолженность по налогам, пени и штрафам.

Справка с задолженностью не позволяет вести полноценную хозяйственную деятельность и участвовать в тендерах и аукционах. Если такая задолженность значительна, гасить ее нет желания, то ее списание возможно через суд. 

Списание задолженности по налогам

Срок на принудительное взыскание налоговых долгов является ограниченным. Его отсчет начинается с даты истечения срока уплаты налога, и далее - в соответствии со статьями 46, 48, 70 НК РФ - у налоговой инспекции есть строго определенное время на выставление требования на уплату недоимки, его направление в адрес налогоплаельщика, принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества и обращения за взысканием чере суд. После истечения сроков, отведенных на принудительное взыскание задолженности, инспекция уже не сможет взыскать задолженность. А если такие действия имеют место, то они могут быть успешно обжалованы в вышестоящем налоговом органе. В предыдущие годы инспекции редко укладывались в установленные сроки, в результате чего у налогоплательщиков накапливались задолженности, а инспекция теряла возможность их взыскать. Единственный минус в этом - недоимка продолжала висеть в лицевых счетах и соответственно попадала в каждую справку о состоянии расчетов с бюджетом, делала невозможным организациям и ИП получение справки об отсутствии задолженности. 

Правовая позиция о необходимости исчисления сроков на принудительное взыскание недоимки не от момента фактического принятия решения или его вручения налогоплательщику, а от момента, когда такое решение должно было быть принято, если бы инспекции соблюли все установленные НК РФ сроки на проведение мероприятий налогового контроля, сформирована в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а затем Конституционным судом РФ в Определении от 20.04.2017 № 790-О.

ФНС России неоднократно требовала от нижестоящих налоговых органов строго соблюдения всех процедур, нарушение которых приводят к прямым потерям бюджета из-за невозможности взыскания доначисленных налогов (Письмо ФНС России от 10.01.2019 № ЕД-4-2-55). Позиция высших судов реализована, например, в Постановлении АС Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-12127/2015, АС Северо-Западного округа от 27.06.2019 № Ф07-7337/2019, АС Западно-Сибирского округа от 05.07.2019 по делу № А81-6390/2018. Однако оценивая сроки и правомерность мер принудительного взыскания на осовании решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, безусловно следует учитывать конкретные обстоятельства принятия таких мер взыскания.

Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010 г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Однако списана может быть не только старая задолженность. Налоговые органы и в настоящее время пропускают установленные сроки на ее взыскание. Особенно часто это происходит, когда инспекции нарушают процедуру привлечения налогоплательщиков к ответственности. Другими словами, когда налоговые органы составляют акты и принимают решения спустя значительное время после того, как они должны были это сделать. Не редкость ситуация, когда камеральная проверка окончилась в 2019 году, решение принято, например, в январе 2020 года, а направлено оно в адрес организации только в феврале 2021 года. Несмотря на попытки инспекции соблюсти процедуру принятия решения (предоставление возможности заявить возражения по акту и участвовать в рассмотрении материалов проверки), в этот момент истекают все сроки на взыскание задолженности. К моменту принятия решения и его вступления в силу налоговые органы утрачивают все возможности получить от организаций или индивидуальных предпринимателей доначисленные налоги, пени и штрафы.

Специалистами «Бухгалтерия+» отработана система действий по списанию налоговых долгов, срок взыскания которых истек. Мы имеем успешный опыт проведения всей процедуры списания (например, решения Арбитражного суда г. Москвы по делам № А40-155492/2020, № А40-214699/2016, № А40-164676/2015), которая занимает от 3 до 6 месяцев: 

  1. подготовка и направление жалобы в вышестоящий налоговый орган (процедура досудебного урегулирования является обязательной), получение решение УФНС по субъету РФ по жалобе;
  2. подготовка и направление искового заявления в арбитражный суд, получение решения суда;
  3. проконтролированы действия инспекции по своевременному исполнению решения суда.

В результате нашей работы организация получает чистую справку о состоянии расчетов с бюджетом. Стоимость услуг по списанию задолженностей по налогам, пени и штрафам составляет от 5 до 10% от суммы списанной задолженности (в зависимости от ее размера), но не менее 15 000 руб.

Заказать услугу

Я..
Юридическое лицо
Физическое лицо
«Он смотрел на цифры, как поэт на облака, как геолог смотрит на минералы. Он мог слагать из них рапсодии и извлекать сермяжную правду. Он превратил бухгалтерское дело в искусство. Что означало, что он, я и все мы – художники». Ф. найт “Продавец обуви”